Динамики и акустическая полка

Moldovan

Зритель
Сообщения
441
Реакции
2
Попытки достичь приличного баса "из полки" предпринимались неоднократно, но с переменным успехом. В седанах (включая ВАЗовскую "классику") эта проблема решается без особого труда - соответствующие динамики в полку под задним стеклом, стыки спинки заднего сиденья с багажным отсеком герметизируем - и дело в шляпе. Ограничение только одно - размеры динамиков и полки должны быть адекватными, поэтому 6-8 дюймов - предел для большинства "повседневных" машин. В хетчбеках этой проблемы нет, там без труда можно разместить и две "пятнашки". Но так просто не получается. Хлипкая задняя полка - это еще полбеды, настоящая беда в том, что объем багажника крайне сложно изолировать от салона. В результате потери на утечках "съедают" все преимущества большого диффузора. Увеличение подводимой мощности или коррекция АЧХ не спасет положение. К счастью, потери от перетекания существенны только при большой подводимой мощности на частотах ниже 50 Гц и падают с увеличением объема багажника (уменьшается степень изменения давления). Потери можно еще уменьшить, если использовать динамики с меньшей площадью диффузора и небольшим рабочим ходом. Однако эффективность таких динамиков мала.

А если подойти к проблеме с другой стороны и увеличить отдачу передней стороны диффузора за счет резонансной камеры? Правда, заменить полноразмерный сабвуфер такая конструкция не сможет (размеры не те), но в диапазоне 60-150 Гц она будет превосходить традиционные "полочные" варианты. Естественно, динамические головки должны отвечать требованиям, предъявляемым к акустике free air - полная добротность в диапазоне 0,7…1,0, большой эквивалентный объем (жесткий подвес), невысокая частота основного резонанса.

Самый простой вариант резонансной камеры - акустический щит, размещенный в непосредственной близости от диффузора. Масса воздуха, заключенная под ним, будет выполнять ту же задачу, что и труба фазоинвертора, а роль порта будет играть щель по периметру щита. В первом приближении можно считать эту конструкцию вариантом резонатора Гельмгольца, для расчета которого используется известная формула:



где
Fb – частота резонанса, Гц
Vc – объем камеры, см3
Sb – площадь порта, см2
K – коэффициент, учитывающий геометрию порта.

Если выразить объем камеры через площадь экрана и высоту установки, а площадь порта - через периметр экрана и высоту установки, то после упрощения получим:



где
Fb – частота резонанса, Гц
P – периметр экрана, см
S – площадь экрана, см2
h – высота установки экрана, см
K – коэффициент, учитывающий геометрию порта.

При фиксированных размерах экрана частота настройки резонансной камеры пропорциональна квадратному корню из высоты его установки, поэтому диапазон перестройки (при разумных величинах) невелик. Кроме того, коэффициент формы также зависит от высоты установки, причем величина его для данного случая неизвестна. Потребовалась экспериментальная проверка.

Такая конструкция была изготовлена для автомобиля ИЖ-2126 "Ода". В конструкции использованы отечественные динамические головки 25ГД26Б сопротивлением 8 Ом, соединенные параллельно. На приводимых эскизах указаны размеры для этого случая, но можно их адаптировать применительно к другим автомобилям и динамикам (рис.1-4).

Для упрощения и удешевления конструкции детали полки изготовлены из строительной фанеры толщиной 9 мм. Раскрой листа 1,5х1,5 м желательно проводить таким образом, чтобы исключить дефектные места. Для увеличения жесткости собственно полка состоит из двух деталей - основания и накладки, которые склеены эпоксидной смолой и стянуты шурупами. Концы шурупов после полимеризации смолы спилены заподлицо с поверхностью. Динамики крепятся к основанию болтами М6, в накладке выполнено фасонное отверстие по контуру диффузородержателя. Для стыка полки с пятой дверью использован фасонный профиль от штатной полки. Она же послужила шаблоном для разметки заготовки основания.

С верхней (лицевой) стороны полка оклеена обтянута кожзаменителем. С лицевой стороны он посажен на клей "Мастер", с тыльной дополнительно крепится скобами. В местах контакта полки с боковинами багажного отсека наклеен подкладочный фетр. Можно также использовать губчатую резину.

Экран также изготовлен из фанеры толщиной 9 мм, с нижней (изнаночной) стороны для увеличения жесткости установлен дюралевый уголок 20х20 мм. К полке он крепится шестью длинными болтами с фланцевыми гайками, что позволяет регулировать высоту установки экрана (см. фото). Для "сглаживания углов" с верхней (лицевой) стороны экран оклеен подкладочным фетром и обтянут кожзаменителем.

Тыловые динамики в штатных местах закрыты глухими "корзинами". Специальные меры по герметизации стыка полки со спинками задних сидений и задним стеклом не применялись. Серьезных отверстий все-таки нет, поэтому в диапазоне 60-200 Гц звучание было вполне пристойное. В результате настройки выяснилось, что оптимальная высота установки лежит в пределах 25-40 мм. Экспериментально снятая в салоне АЧХ приведена на рисунке 5.






рисунок 1




рисунок 2



рисунок 3



рисунок 4



рисунок 5

http://www.12v-club.ru
 

Dr.Evil

Водитель
Сообщения
1.369
Реакции
12
это всё для так , вибрация и дребезжание на полки ох как слышно
 

CorrAnt

Corrado Nagual Rinpoche
Технический советник
Сообщения
8.160
Реакции
636
Адрес
Москва
это бред из журнала 12 вольт из раздела йумор?
 

CorrAnt

Corrado Nagual Rinpoche
Технический советник
Сообщения
8.160
Реакции
636
Адрес
Москва
Я нашел статью-- Автор Анатолий Шихатов, известный на форумах как "Железный Шихман"
Эта статья - результат серии стебных экспериментов, проводимых энтузиастами в студии Блюзмобиль в начале 2000-х, когда пытались из г... конфетку сделать--для того, чтоб выступать на соревнованиях в классе "без сабвуфера" и типа там всех рвать. У Этого же автора есть еще пара статей про получение баса от динамиков типа 6Х9 в задней полке....
только эта вся ботва успехом не увенчалась-- на соревнованиях побеждали те, кто просто фронт нормально сделал....
 
Сверху Снизу