Юрий ЕВТУШЕНКО
Марк ГАСАНОВ
Вот ведь как интересно получается. Домашний хай-фай, и уж точно хай-энд, с трехполосной акустики только начинаются. А в автомобиле — на ней уже заканчиваются. Оба. И притом трехполосные системы присутствуют в программе далеко не всякого изготовителя. Почему так? Или в машине и дома работают разные законы акустики?
Да нет, акустика — наука точная, это не юриспруденция. Так что законы для всех одни. Попробуем разобраться.
Конечно, лучше всего, если весь частотный диапазон воспроизводится одним излучателем. Однако с динамическими головками (то бишь, с нормальными динамиками) этот номер, как правило, не проходит. Есть, конечно, несколько примеров удачных широкополосников (например, динамики фирмы Goodmans), но это редкость. И главное то, что каким бы распрекрасным ни был широкополосный динамик, на высоких частотах его излучение становится узконаправленным. Применение “пищалок” (или твитеров, если вам так проще), как раз и позволяет сделать излучение менее направленным. А дальше так. “Пищалка”, как правило, не способна эффективно перекрыть больше трех звуковых октав (например, от 2,5 до 20 килогерц), а диффузорный низкочастотник — больше пяти. Как ни крути, весь звуковой диапазон (хотя бы девять октав) не перекроешь. В домашних двухполосниках положение с басами стараются поправить за счет фазоинвертора, а в мобильных системах поступают более радикально, “возложив” недостающую нижнюю октаву-полторы на могучие плечи сабвуфера.
Все так. Но как только подводимая мощность подбирается к отметке 100 ватт, “пищалке” приходится туго, поскольку она обязана иметь легкую катушку, намотанную тонким проводом. До поры выручает магнитная жидкость в зазоре, а дальше путь только один. Надо сужать диапазон частот, воспроизводимых твитером. А образовавшуюся брешь “прикрыть” дополнительным динамиком — среднечастотником.
Кажется, все ясно. Три полосы лучше, чем две, а четыре — лучше, чем три. А вот и нет. Тут самое время вернуться к началу нашего разговора, где было сказано, что лучше всего, когда звук воспроизводится одним источником. Во всех других случаях между динамиками возникает интерференционное взаимодействие (еще одно такое слово, и шеф нас уволит). Короче, чем больше динамиков, тем труднее от них добиться “правильного” звукового поля вокруг. В домашней акустике изготовитель за счет формы ящика (иногда довольно хитрой) и взаимного расположения головок добивается нужного результата. Другое дело в автомобиле. Здесь взаимное расположение динамиков (а часто и свойства оформления) зависят от воли установщика, и надо, чтобы он обладал достаточным опытом, культурой и измерительной базой. Ну а вы — достаточной базой материальной, поскольку приобретение трехполосной “разнесенки” — это лишь полдела. Неспроста говорят, что такие системы — системы “установщицкие”. И по той же причине далеко не каждую из них можно купить в магазине.
Получается, что ситуация с тремя полосами почти такая же, как с тремя женами известного виртуального султана из культового кинофильма. То есть можно добиться замечательных результатов, но только сделать это очень трудно. Однако же вернемся к акустике.
На первый взгляд выходит, что трехполосная компонентная акустика создает больше проблем, нежели сулит преимуществ. Нет, это — видимость. Помимо чисто акустических преимуществ, которые одинаково справедливы и для автомобильных, и для домашних систем, есть еще одно соображение, выводящее трехполоску сразу в высшую лигу, когда речь идет о действительно высококачественном звуковоспроизведении в реально-мобильных условиях. Размер излучателя — вот истинный камень преткновения, из-за которого любая (подчеркнем — любая) двухполосная акустика — плод компромиссов и уступок. Большой мидбас невозможно разместить там, откуда, по идее, должны были бы излучаться средние частоты, а маленький — увядает на нижних.
Главное, что происходит в трехполосной “разнесенке” — это как раз “рассечение” понятия “мидбас” на два, строго отдельных и специализированных: “мид” (то есть СЧ-излучатель) и, сами понимаете — “бас”.
При соответствующем выборе частот разделения полос басовик трехполосной системы работает там (по частоте), где локализация источника звука еще не так остра, как, скажем, в голосовом диапазоне. Поэтому вопрос его размещения, а уж тем более ориентации, тоже теряет остроту, а жизнь установщика на этом этапе работ намного упрощается. Там же, где от положения и ориентации излучателя зависит буквально все, то есть — в голосовой и информативной инструментальной части спектра (от 400 — 500 Гц и выше), маневрировать предстоит уже куда более миниатюрными изделиями.
Свобода этого маневра зависит еще и от четвертого компонента тройки — кроссовера. Чем ниже граница раздела между НЧ- и СЧ-головками, тем, в принципе, легче обеспечить оптимальное положение среднечастотника. Но выбирается эта частота далеко не по произволу.
Будучи призванным “наводить мосты” между твитером и низкочастотником (или вуфером, что то же самое), среднечастотник и по конструкции может быть ближе к одному или другому. То есть иметь либо конический диффузор, либо купольную мембрану. Диффузорные СЧ-излучатели (а их большинство) имеют более низкую граничную частоту, но при этом они требуют отдельного акустического объема, а стало быть, более требовательны к простору в запланированном месте их размещения. Зато купольные среднечастотники (как и все “пищалки”) свой объем “несут с собой”. Но вот нижний предел их рабочего диапазона оказывается выше, поэтому часть “голоса” неизбежно попадет на басовик, и это придется учитывать при установке головок.
Много слов, скажете? Согласен. Но дела здесь еще больше, чем слов. Для этого теста, учитывая чистопородность и серьезные претензии участников, пришлось сгромоздить новую тестовую структуру, имитирующую не только объем двери (типичного места установки мидбаса, а в данном случае — баса), но и отдельные, хорошо акустически демпфированные объемы под средневики, те из них, которые в таком объеме нуждаются. Причем не просто объемы (довольно маленькие, примерно по три литра на головку), но и акустические экраны, воссоздающие типичную, опять-таки, дифракционную картину, как в случае установки СЧ-головки в изолированном боксе в пределах объема двери или торпедо. Мудрено? Да и хлопотно, что уж там. Ну, ничего, зато в следующий раз будет проще. А пока открываем коробки и... начинаем!
http://www.avtozvuk.com/az/2000/04/p24-38-0.htm