старение металла(в теме) и усталость металла( в тексте) это два совершенно разных понятия.
старение металла--это один из процессов обработки, для создания поверхностного слоя,
усталость металла это
материаловедение:
2. Механические свойства
2.4. Усталость металлов
В технике часто приходится сталкиваться с так называемой усталостью металлов, возникающей под действием переменной нагрузки и приводящей к преждевременному разрушению деталей машин и конструкций. Усталость металлов - разрушение в результате многократных повторных нагружений, т.е. от циклической нагрузки σ. Эта нагрузка должна быть ниже предела текучести σ0.2. Для усталостного разрушения некоторых сталей достаточно напряжения всего в (0,45 0,50)÷0.2.
Процесс разрушения связан с накоплением дефектов в кристаллической решетке, приводящим сначала к местному разрушению - возникновению микротрещин. Первоначально процесс развивается медленно, а затем, когда живое сечение образца ослабнет настолько, что напряжения превысят предел текучести, происходит внезапное разрушение.
Для характеристики степени утомляемости материала введено понятие предела усталости или предела выносливости - максимального напряжения, которое выдерживает материал, не разрушаясь при достаточно большом числе циклов нагружения. За такое количество циклов обычно берут 10 млн. для железа и его сплавов и 100 млн. для цветных металлов.
На усталостную прочность стали, кроме структуры, сильное влияние оказывает качество поверхности образца. Упрочненная химико-термической обработкой или полированная поверхность, для которой характерно уменьшение количества и глубины надрезов, являющихся концентраторами напряжений, обладает существенно более высоким пределом выносливости по сравнению с необработанной поверхностью. Вместо дорогостоящей полировки часто используется обдувка изделий мелкой стальной или чугунной дробью. Эта операция не только устраняет мелкие неровности на поверхности, но и создает в поверхностном слое напряжения сжатия, т.е. напряжения, обратные напряжениям растяжения в эксплуатации. Обдувка дробью в несколько раз повышает долговечность изделий.
Металл может разрушаться также под действием многократных повторных температурных напряжений. Это явление получило название термической усталости. При быстром нагреве наружные слои детали оказываются в сжатом состоянии, а внутренние - в растянутом. При охлаждении знак напряжений меняется. В конечном счете деталь разрушается.
Существовавшее мнение "если прочнее вообще, то прочнее и при усталости", не подтвердилось. Поэтому испытание на усталость очень важно. Схему испытаний желательно выбирать ближе к условиям нагружения реальной конструкции, с учетом температуры и агрессивности среды.
Если по простому: вспомните, как в деццтве проволочки ломали--частоизгибая их в противоположные стороны--вот это и есть одна из разновидностей цикла нагружения....
но ваще, про усталость металла надо было думать, когда покупал машину, которой больше 3 лет -- не даром именно этот срок выбран как срок гарантии у многих автопроизводителей... Что касается нашего прибалтийского друга-- он несколько сгущщает краски...у них там несколько другие реалии, поэтому они могут себе это все позволить достаточно легко, как говорили раньше любители вазов "сгнили домики--меняйте кузов". на мой взгляд, если геометрия кузова не пошла - надо варить, если он продолжает трескаться--каркасить. за одно и управляемость повысится ;-))))))))))
про усталость, если кто не понял--этт из учебника, этт не мое ;-)