ОСТОРОЖНО! МНОГО БУКВ!
Всем привет. Как обычно начну с предисловия. Штатно на коррадо, как и а многие VW тех лет устанавливался БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЯТОРАМИ (БУВ). Они были разных конфигураций и функционала. Изначально у меня был базовый вариант, который мог управлять муфтой компрессора кондея, 1 и 2 скоростью вентилятора охлаждения (1я скорость так же имела автономность и включалась напрямую с датчика в радиаторе, а БУВ управлял 1-й скоростью только в режиме after run после отключения зажигания. т.е. если отключить БУВ, то система сможет функционировать на 1-й скорости). Далее я модифицировал систему для работы на 3х скоростях, и к этому добавляется управление дополнительным насосом ОЖ. Был установлен вентилятор на 3 скорости
1.80W
2. 250W
3.450W
скорости регулировались набором сопротивлений. 3ю скорость активировал датчик на 112°С. Никогда не слышал чтобы она включалась. Так же когда поставил климат, то не реализовывал включение 1-й скорости включения вентилятора при работающем кондиционере. решил что не хочу ездить с работающим вентилятором охлаждения на трассе. Зачем он мне там? А в городе в жару практически всегда включен вентилятор на 1 скорости и его хватает в 90% случаев, чтобы охладить конденсатор, а если и не хватает, то по датчику давления фреона включается 2 скорость. Иногда когда на улице совсем жарко и кондей включаешь сразу, до того как прогрелся двигатель, то 2я скорость могла включаться и охлаждать оба радиатора. 2я скорость достаточно мощная и при старте серьезно нагружает генератор и двигатель, что ощущается по работе двигателя. Вот с такими вводными я подошел к установке
Motronic me 7.5
Спустя годы уже после
настройки всего этого колхоза
сохранилось несколько проблем, в том числе просадка оборотов при включении вентилятор, и если включение первой скорости мотор не замечал, то вторая ощущалась прилично. К сожалению програмно это решить не удалось, т.к. софт сам от модели с продольным расположением двигателя и там основной вентилятор с приводом от шкива двигателя. Если конкретнее, то в используемом софте не было карт компенсации нагрузки на двигатель от генератора. В общем вопрос этот оставили. Машина конечно не глохла при включении вентилятора, но по оборотам двигателя ощущалась просадочка при включении, как и по вольтметру.
Конец введения=)))
На основании этого опыта и вообще раньше мне хотелось реализовать плавное управление вентилятором. Моя мечта была это управление вентилятором на основании показаний ЭБУ двигателя, как на многих современных машинах, но увы софт этого не позволял.(а если и позволял, то обычным вентилятором через реле.)
В итоге рыская в етке случайно нарвался на БУВ от ауди а6с5 2,7. Оказалось что блок такой есть, он не супер редкий и даже новым его можно купить. Начал курить схемы: умеет управлять 1 вентилятором основным на 300W и и еще одним дополнительным 200W на конденсатор кондиционера, а так же системой after run с доп помпой. Практически полный функционал что и у меня, за исключением муфты кондея.
Так же во время поиска инфы обнаружил что блок не супер надежный, их ремонтируют, увидел внутренности и понял по ним, что блок умеет плавно включать вентиляторы. Это то меня и подкупило. Так же был обнаружен и чужой опыт установки такого вентилятора на другие машины.
В общем решил что надо действовать и насобирал такой комплект
Имеем: БУВ
8D0959501D (реплика китайская), разъем
1J0973852 черный на вентилятор, разъем коричневый на вентилятор, фишка на питание большая (
1K0971955), фишка на управление (
1J0973713), гнездо под большой предохранитель 40-60А, так же была фишка на датчик включения вентилятора в радиаторе.
Распиновка блока примитивная
1. KL61. + при работе двигателя беретсся с генератора с провода возбуждения.
2. Датчик after run.
3. Первая скорость вентилятор и паралельно с блока климата провод (пока не разобрался как это работает)
4. Включение 2 го вентилятора (коричневая фишка) и 2 скорости основного вентилятора при достижении высокого давления в конденсаторе.
5. Вторая скорость вентилятора
6. Доп насос ОЖ. Выход +.
Такой БУВ ставился на разные модели двигателей и в некоторых моментах подключении различается. Например на 2,7, где есть 2й вентилятор на конденсатор при повышении давления в системе кондиционирования приходит управляющий минус на пин 4 и включаются два вентилятора и работают примерно на 70% (по ощущению) от полной мощности. А вот на других двигателях, при тех же условиях, подается минус на 5 пин и включается один вентилятор на всю мощность. Ещё один момент: БУВ этот может управлять 2-мя скоростями вентилятора только при работающем двигателе, а точнее при работающем генераторе, чтобы снизить нагрузку на АКБ, после остановки двигателя. После остановки двигателя может работать тока система after run: 1 скорость вентилятора и доп помпа.
На коленке собираю проводку и пробую подключиться тестово.
В етке указано что блок рассчитан на 300W, а полная мощность вентилятора, установленного на машине, 450W, поэтому для начала подключаюсь на 2 скорость через сопротивление на 250W.
В принципе работает. Единственное что в видео заметно как вентилятор иногда останавливаются между скоростями, это связано с тем что я не всегда быстро успевал поменять провода.
Далее я решил рискнуть и попробовать подключить на полную мощность
Решил подрубаться на 450W. Блок после тестов не нагревался. Возможно выдержит, а там посмотрим. В будущем вообще хочу отказаться от такого большого и мощного вентилятора и хочу перейти на более компактные решения.
Провода на питание этого БУВ идут на 6 кв (под 2 вентилятора) и на 4 кв (под 1 вентилятор). Я взял 6 кв. Есть момент, что клеммы на таком проводе моими пресс клещами не обжать толком, поэтому я брал из "старых запасов" подходящие провода с обжатыми клеммами уже и наращивал их до нужной длины, соединяя через медные втулки гидравлическим прессом. Таким образом я подсобрал нужную мне проводку.
Почти готова. Предохранитель дотянул на блока предохранителей. Так же в проводке на був предусмотрены провода на климат, муфту кондиционера, доп насос ож (на всякий случай).
Ставлю все в машину, подключаю и тестирую.
Единственное что тест уже на работающем двигателе, поэтому в видео несколько шумно.
Далее доделываю крепление блока и проводку от него до вентилятора. Штатно этот блок установлен на ауди снизу слева на лонжероне и там обдувается потоком воздуха с улицы, а у меня он будет установлен под капотом, как и штатный и во время работы вентилятора будет обдуваться и охлаждаться потоком воздуха (в теории, а на практике посмотрим).
В глаза бросались гайки крепления
поэтому накинул колпачки
В принципе результат тот что я и хотел получить. Включения вентилятора стали незаметными для электрической бортовой сети.
Придется поверить на слово, но вторая скорость тоже включается незаметно (нагрузка нарастает плавно и поэтому генератор плавно отрабатывает и удерживает напряжение без скачков).
Вторую скорость проверял путем включения кондиционера и ожидал пока давлении в системе превысит отметку включения. При температуре воздуха на улице в 12°С давление фреона падает от влечения вентилятора очень быстро, вторая скорость даже не успевает выйти на полную нагрузку.
Перед написанием статьи я тестировал систему несколько дней. Пока все работает штатно, но я хочу перенести датчик after run в рубашку охлаждения двигателя, чтобы от четче контролировал температуру, т.к. сейчас он по штату установлен в районе впускного коллектора, но для полноценной системы нужно вмонитровать доп насос ОЖ, но куда его подключить я пока не знаю. Штатного места для него на шишнаре нет. Но об этом я подумаю позже уже.